3 листопада у конференц-залі Інформаційно-обчислювального центру за підтримки Наукового парку КНУ відкрилася перша в історії нашого університету стартап-бізнес школа (SBI). На вступну лекцію зібралося близько ста осіб. Директор Наукового парку КНУ Віталій Чернюк презентував стартап-бізнес школу як платформу для обміну ідеями та досвідом, де можна отримати допомогу у розробці проектів та пошуку інвесторів. Присутні дізналися про можливості навчання, послухали пітчі (стислі яскраві презентації) перших університетських стартапів та обговорили їх, познайомилися та поспілкувалися між собою. Про майбутні заняття школи SBI розповів її головний тренер та ведучий Вадим Горенко. Зареєструвати свій проект для участі можна до 12 листопада: http://goo.gl/forms/u8LoEfkMbm (для вільних слухачів реєстрація не обов'язкова)!
Ознайомтеся з програмою школи тут: http://vk.com/doc12696226_437002217?hash=7caf65940178b53bdf&dl=613fb3ca4a43d40057
Хедлайнером першого заняття бізнес-школи став успішний стартапер та інвестор Ігор Шойфот, який зараз проживає в Сан-Франциско. Пропонуємо Вам частину його цікавої лекції (стиль лектора максимально збережено).
Повний варіант лекції: https://drive.google.com/open?id=0B4GxIml_6G0dT1FoaFpKdXYwMTA
Игорь Шойфот: лекция человека, который сидит не в ресторане, а на кухне стартап-бизнеса
Кто я и почему стоит меня слушать?
20 последних лет я прожил в Америке, где создал три больших успешных стартапа. При этом я сделал несколько стартапов, которые провалились. Как известно, за одного битого двух небитых дают, и в этом смысле перед вами сейчас выступает человек неоднократно битый, не раз проигравший. Однако в те три раза, когда мне все удалось, эти стартапы выросли в миллионы пользователей и миллионые прибыли.
Я преподаю в Нью-Йоркском университете, в университете Сан-Франциско, также читал лекции в Стенфорде. 5 лет назад я присоединился к венчурной компании TMT Investments, и с тех пор мы проинвестировали в 40 стартапов, большая часть которых была разработана в Кремниевой долине, в Нью-Йорке, Израиле, Эстонии. Также мы сделали 3 инвестиции в Украине. Уже 4 года я являюсь председателем совета директоров в интернет-инкубаторе Happyfarm.com.ua
Как сделать стартап успешным?
Во-первых, ответьте самим себе на вопрос, какую проблему стартап решает. И ответ этот должен быть не на две страницы, а на одно, максимум два предложения. По-настоящему успешны те стартапы, которые решают глобальные проблемы, и за такие решения люди либо готовы платить деньги, либо тратить уйму времени.
Во-вторых, вы должны подумать о такой безумно важной вещи, как бизнес-модель, иными словами — о монетизации своего стартапа (за тем, конечно, исключением, что ваш стартап — это нон-профит организация).
В-третьих, что собой представляет ваша команда? В ней есть две главные роли: технический директор, такой себе «продуктовый гений», точно знающий как все работает, по каким технологиям и что могут предложить конкуренты. Второй человек еще важнее: это CEO, руководитель. Руководитель стартапа должен постоянно думать, где и кому он может продать свой продукт, и постоянно о нем рассказывать.
В четвертых, рост. Смысл стартапа (как и раковой клетки), заключается в бесконечном росте. Когда размер стартапа переваливает за десятки, а тем более достигает сотни миллионов пользователей, вы становитесь настолько мощной платформой, что не считаться с вами становиться невозможно. Любой опытный венчурный специалист на вопрос «Куда Вы инвестируете?» даст вполне однозначный ответ: в компании, которые поняли, как расти, которые могут четко рассказать, как они до этого росли, и сколько точно денег им нужно на каждый из каналов роста.
Где можно пообщаться с инвесторами, кто может оценить стартап?
Загуглите такой фонд — Bessemer venture partners (https://www.bvp.com). У ребят хватило чувства юмора, чтобы разместить не только портфолио, но и анти-портфолио — список компаний, которым они сказали «нет». Список поразительный — в нем Google, Ebay, Apple, HP, Pay Pal, потрясающие многомиллиардные компании. Я не думаю, что есть люди, со стопроцентной уверенностью могущие сказать, хорошая у вас идея или плохая. Когда я в первый раз увидел My Space, я сказал — полнейший бред, что за розовые котики, овечки с сердечками... Ребята продались почти за 600 млн. долларов, что по тем временам было огромнейшей суммой. Одним словом, выслушайте авторитетное мнение и поступайте по-своему! А чтобы познакомиться и пообщаться с инвесторами, зарегистрируйтесь на сайте Angel List (https://angel.co) — только не стоит там спамить всем подряд. То же касается и сети LinkedIn. Необходимо выстроить свое присутствие там: писать интересные статьи, постить видео, включаться в дискуссии, делать networking (сетевую работу), налаживать контакты, словом — инвестировать свое время. Таким образом довольно скоро вы сможете собрать сеть важных для своего проекта людей.
Радимо прочитати повний варіант лекції тут: https://drive.google.com/open?id=0B4GxIml_6G0dT1FoaFpKdXYwMTA
Дізнайтеся більше про Startup Business Incubator, поспілкуйтеся з однодумцями та отримайте допомогу експертів, приєднавшись до спільнот у соцмережах: (https://vk.com/sbi_knu, https://www.facebook.com/sbi.knu)
Центр комунікацій
http://www.univ.kiev.ua/news/7062